bolonk (bolonk) wrote,
bolonk
bolonk

>Методика превращения человека в "идеального заключенного"


>Впадание в детство


Суть метода -- прививание взрослому психологии ребенка.


Это проявляется в лагере повсюду. Хроническое недоедание


заставляет Человека все время думать о еде. Постоянные темы


разговоров заключенных: что давали или будут давать в столовой,


что удалось достать в лагерном магазине, стащить со склада,


выменять на что-нибудь ценное, что едят эсэсовцы и т. п. Далее,


в лагере особое, преувеличенное внимание -- чистоте. У


заключенных все время проверяют чистоту рук, ушей, обуви,


постели. Как их наказывают? Взрослому человеку при всем честном


народе снимают штаны и стегают его розгами --- типично детское


наказание. Далее, в лагере действует огромное число законов,


предписаний, инструкций, постановлений и так далее. Причем


многие на них неизвестны заключенным, зачастую противоречат


друг другу и создают в лагере такую обстановку, в которой


каждый, твой шаг -- нарушение.



>Коллективная ответственность


В лагере не наказывают именно того человека, который


совершил проступок. Наказанию подвергается вся группа


заключенных, в которой находился провинившийся. Если нарушение


произошло в бараке, наказывают весь барак, если во время работы


-- всю рабочую команду. Бывали случаи, когда и весь лагерь


отвечал за проступок одного человека. Этот метод хорош тем, что


заставляет самих заключенных следить, чтобы в лагере всегда все


было в полном порядке. Тебе не дадут совершить подвига,


поступка твои же товарищи по несчастью -- они вовремя свяжут


тебя по рукам и ногам. Парадоксальная ситуация -- интересы


эсэсовцев и заключенных начинают совпадать.


Легко понять, что возможность нести ответственность за


свои собственные поступки -- сильное душеукрепляющее средство,


и в лагере оно недопустимо.


>Не высовывайся


В лагере постоянно, примерно на одном уровне,


поддерживается "фон террора": время от времени на глазах у


заключенных кого-то секут розгами, расстреливают, посылают в


газовую камеру. Вот стоит эсэсовец. Он чувствует, что для


поддержания этого фона уже пора кого-то наказать. Кого выбрать,


когда все такие неразличимые -- одинаково постриженные, в


одинаковых полосатых пижамах? Того, кто хоть чем-то выделяется


из общей массы, то есть еще сохранил что-то свое,


индивидуальное.


Сила этого метода в том, что человек в своем естественном


стремлении к безопасности станет сам производить внутреннюю


работу по разрушению своей личности, чтобы слиться с этой


серо-полосатой массой, стать неотличимым.


>Не смотри


Еще одна сцена из .лагерной жизни. Эсэсовец измывается над


своей жертвой. К месту действия приближается группа


заключенных. Метров за десять они все, как по команде,


демонстративно поворачивают головы в другую сторону и переходят


на бег трусцой. Эсэсовец останавливает их: "Смотрите -- так


будет со всяким, кто осмелится...". Что же происходит? Все


правильно -- заключенные показывают эсэсовцу, что они "не


видят" того, что им не положено видеть, но видят, если им это


прикажут. Суть метода -- подмена естественных, спонтанных


реакций человека реакциями по приказу: прикажут -- вижу,


прикажут -- не вижу.


Почему в лагере запрещено носить часы? Имея часы, ты


знаешь, сколько времени осталось до обеда, можешь распределить


свои силы, сам что-то спланировать, сам, хоть в какой-то мере,


управлять ситуацией. Это частный случай общего правила --


отсутствие в лагере информации о чем бы то ни было. Информация


-- не просто удобство, это возможность самостоятельно оценить


ситуацию, это какое-то право. А в лагере человек лишен даже


"самого личного" права -- права на смерть. Попытка самоубийства


наказывалась... смертной казнью.


>Самоучитель по выживанию


Книга Беттельгейма "Просвещенное сердце" переведена на


много языков. Автор предисловия к французскому изданию назвал


ее "самоучителем по выживанию". Оба слова здесь важны.


Во-первых, она помогает человеку защитить свою личность от


разрушения, а в экстремальных условиях это равносильно


физическому выживанию. Во-вторых, в книге можно найти много


конкретных "правил поведения". Они не собраны в одном разделе


-- эту книжку надо читать самому и самому выбрать из нее то,


что тебе лично подходит. Это, действительно, самоучитель.


thnx 2 Uplink



http://www.russianaudit.ru/artmira/in…ENT_ID=658
http://www.russianaudit.ru/artmira/in…ENT_ID=659
http://www.russianaudit.ru/artmira/in…ENT_ID=660
http://www.russianaudit.ru/artmira/in…ENT_ID=663
http://www.russianaudit.ru/artmira/in…ENT_ID=664
http://www.russianaudit.ru/artmira/in…ENT_ID=665
http://www.russianaudit.ru/artmira/in…ENT_ID=668
http://www.russianaudit.ru/artmira/in…ENT_ID=669
http://www.russianaudit.ru/artmira/in…ENT_ID=671
http://www.russianaudit.ru/artmira/in…ENT_ID=672
Subscribe

  • Давайте называть вещи своими именами.

    Девятое мая - это день окончания войны. А 16-е марта - это день образования Латышского Добровольческого Легиона, который воевал на стороне…

  • (no subject)

    Вчера Полиция безопасности ответила на заявление газеты "Час", в котором она просила оценить высказывание руководителя комиссии Сейма по…

  • О движении навстречу друг другу

    спецом для nrgizerКонстантина rus.delfi.lv/news/daily/versions/article.php?id=11153380 Теперь обратим внимание на то, как сами представители…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments